Курсовая — «Психология души и сердца П. Юркевича»

Вид работы: курсовая работа

Дисциплина: история психологии

Тема: Психология души и сердца П. Юркевича

(Психологія душі і серця П. Юркевича)

Объем: 38 стр

Год сдачи работы: 2011

Язык выполнения: русский

 

Содержание

Введение

Глава І. Жизненный путь Памфила Юркевича

1. 1 Жизнь и деятельность украинского философа и педагога

Глава ІІ. История психологии сердца за П.Юркевичем

2. 1 Сердце, как средоточие духовной жизни человека

2. 2 Психология сердца Памфила Даниловича

Глава ІІІ. История психологии души за П.Юркевичем

3. 1 О телесных органах (частях тела), являющихся органами души для проявления ее психических способностей в физическом мире

3. 2  П.Юркевич о душе и внутреннем опыте

3. 3 Страницами Юркевичевих рукописей «Мифы Платона о человеческой душе»

Выводы

 

Введение 

Актуальность темы заключается в необходимости исследования влияния сердца на жизнь человека, его поступки, чувства и отношение к другим людям. Вместе с тем, процесс раскрытия содержательности понятия «Сердце» поможет глубже познать крайней философскую проблему духовности человека. Целесообразно ее рассмотрение через призму отечественной философской мысли, поскольку именно учение о сердце, или «философия сердца», наиболее ярко выражает специфику украинской национальной культуры.

В наше время, когда такие добродетели человека, как нравственность, душевность, сочувствие, уважение к ближнему постепенно отходят на второй план, когда теряется ощущение личной ответственности и происходит поиск новых идеалов, необходимо больше внимания уделять морали и нравственности.

Кордоцентризм нашел свое яркое отражение в творчестве Григория Сковороды, философии Памфила Юркевича, работах Николая Гоголя, Пантелеймона Кулиша, Тараса Шевченко. Начало этого философского учения был заложен именно Г. Сковороде, который выложил в своем творчестве размышления относительно человеческой духовности, которые являются идею сердца как такого центра внутреннего мира человека, который определял ее индивидуальность. Тех же взглядов придерживался и П. Юркевич, и именно в его творчестве «философия сердца» приобрела интересного развития.

О Юркевича писали такие известные философы как Д. Чижевский, В. Соловьев, Г. Шпет. Они дают общую характеристику творчества мыслителя. В последние десятилетия интерес к трудам Юркевича вырос.

К основным идейно-теоретических истоков, которые сформировали кордоцентрични взгляды мисленника, необходимо отнести библейское учение о сердце, душе, идеи сердца в европейской философской мысли и кордоцентризм отечественной философии.

«Философия сердца» Юркевича представляет собой развернутую концепцию о сердце как определяющую основу физической и духовной жизни человека, как символ его внутреннего мира переживаний. Человек познает окружающий мир с помощью разума, а познать красоту и таинственность мира можно только сердцем как центром всех познавательных действий. По П. Юркевичем, разум - вершина, а сердце - корни духовной жизни. Через сердце человек совершает эмоциональное постижение мира, которое является первичным и глубинным способом мировосприятия, обеспечивает его целостность.

Религиозная философия П. Юркевича направлена на изучение проблем человека, его внутреннего мира, общечеловеческих моральных принципов. В ней преодолеваются противоречия между научным знанием и религиозным откровением, устанавливается диалог и сотрудничество между наукой и религией. Именно религиозные установки философа обусловили его повышенный интерес к проблемам морали. В своей философии сердца П. Юркевич провозглашает сердце основой нравственной личности человека, и наряду с этим он не отрицает важной роли разума в нравственном становлении человека.

Все это в современных условиях обновления общества имеет большое социально-практическое значение, а потому изучение философского наследия П. Юркевича во всей глубине поможет лучше понять значение сердца в жизни человека и его влияние на решение современных этических и моральных проблем. Таким образом, можно определить, что объектом исследования является творчество П. Юркевича, а предметом - его философская и психологическая система. Основная цель работы заключается в исследовании мировоззренческих основ философии и психологии мисленника.

Задачи работы: проанализировать творчество П. Юркевича; обосновать значение сердца с философской и психологической точки зрения; раскрыть сущность души в творчестве П. Юркевича.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.

 

Литература

  1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: (Учеб. пособие для студентов ст. курсов психол. фак. и отд-ний ун-тов).
    - К.: Укртехпрес, 1997. - 216 с.
  2. Брунчукова Н.М. П. Д. Юркевич о роли философии в нравственном воспитании личности // Ярославский педагогический вест ник. – 2011. – №2. – С. 17-21
  3. Добросельский П.В.              Общие аспекты психики или введение в православную психологию. – М.: Благовест, 2008. – 496с.
  4. Дубровіна К.О. Духовне пізнання світу за філософською концепцією П.Юркевича / К.О. Дубровіна// Вісник Київського Національного університету ім. Т. Шевченка. Сер. Філософія. Політологія / Відп.ред. А.Є.Конверський. – К. : КНУ ім. Т. Шевченка, 2003. – Вип. 54 - 55. – С. 43-44.
  5. Закидальський Т.Д. Поняття серця в українській філософській думці / Закидальський Т.Д. // Філософська і соціологічна думка. — 1991. — №8. —С. 127-138.
  6. Плеханов Г.В. П.Д.Юркевич — философ и педагог / Г.В.Плеханов // Советская педагогика. — 1991. — № 12. — С. 84-89.
  7. Соловьев В. О философских трудах П. Д. Юркевича// Философские произведения. – М., 1990. – С. 552–577.
  8. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении: Монография. - К.: Видавничий центр "Просвита", 1996. - 404 с.
  9. Хамітов Н. Памфіл Юркевич: серце і межі розуму // Історія філософії. Проблема людини та її меж: Навч. посіб. - К.: Наукова думка, 2000. - С. 195-197.

10. Ходзицкий А. Г. Профессор философии Памфил Данилович Юркевич (1826–1874 гг.): очерк жизни, литературной деятельности и богословско-философского мировоззрения  / А. Г. Ходзицкий // Вера и разум. – 1914. – № 18. – С. 803–830; № 20. – С. 180–212; № 22. – С. 558–580; № 24. – С. 835–860.

11. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Избр. филос. произв. - Т.3. - М., 1951. - С. 162-254.

12. Шпет Г. Г. Философское наследство П.Д. Юркевича // П.Д. Юркевич. Философские произведения. - М.: Правда, 1990. - С. 578-638.

13. Юркевич П. Д. Из науки о человеческом духе / П. Д. Юркевич // Философские произведения. – М., 1990. – С. 105–192.

14. Юркевич П. Д. Курс общей педагогики с приложениями  / П. Д. Юркевич. – М. : типография Грачева и К, 1869. – 404 с.

15. Юркевич П. Д. Непосредственное нравственное влияние/ П. Д. Юркевич ; сост. П. А. Лебедев // Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ в. – М., 1990. – С. 165–177.

16. Юркевич П. Д. О воспитании: золотой фонд педагогики  / П. Д. Юркевич; сост.-редактор А. П. Фурсов // Воспитание школьников. Библиотека журнала. – М., 2004. – Вып. 61.

17. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека / П. Д. Юркевич // Философские произведения. – М., – 1990. – С. 68–103.

18. Юркевич П.Д. Мифы Платона о человеческой душе // КДА. – 353 л. - №12. – Арк.1-60

19. Юркевич П.Д. Философские произведения / П.Д. Юркевич. - М.: Мысль, 1990. - 669 с.

Также советуем посмотреть другие готовые работы:
Курсовая — «Творчі здібності та їх розвиток у підлітковому віці»
Реферат — «Характеристика стресостійкості у складних ситуаціях»
Курсовая — «Формування в учнів молодших класів ключових знань за програмою «Музика»»

Заказать курсовую работу